Сварные соединения Рабочий чертеж Червячная передача сборочный чертеж Спецификация Сборочные чертежи неразьеных соединений Электрические схемы Система автоматизированного проектирования Методы редактирования Слои в Автокаде

Машиностроительное черчение

Чертеж общего вида и сборочный чертеж

Конструкторская документация

Сборочная единица — изделия, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой опрессовкой и т.п.). К таким изделиям относятся, например, станок, трактор, автомоби ь, приемник, сварная или армированная конструкция и т.п.

На сборочную единицу создается конструкторская документация. В оответствии с ГОСТ 2.102—68 конструкторские документы по стадии разработки подразделяются на комплект проектной документации и комплект рабочей документации.

В комплект проектной документации входят: 1) техническое предложение, 2) эскизный проект, 3) технический проект.

Проектная документация выполняется в тех случаях, когда требуется предварительная конструктивная разработка изделия. Необходимость выполнения одной или всех трех стадий разработки проектной документации должна предусматриваться в техническом задании на опытно-конструкторские работы согласно ГОСТ 2.118—73 (техническое предложение), ГОСТ 2.119—73 (эскизный проект) и ГОСТ 2.120—73 (технический проект). На последней стадии разработки проектной документации — в техническом проекте — содержится и чертеж общего вида.

§ 2. ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА

Чертеж общего вида изделия — документ, определяющий конструкцию изделия, взаимодействие его основных составных частей и поясняющий принцип работы изделия.

Чертеж общего вида выполняется так, чтобы по нему можно было без дополнительных разъяснений разработать рабочую конструкторскую документацию: рабочие чертежи деталей, сборочные чертежи, спецификацию.

Чертеж общего вида должен содержать изобра - жения изделий с их видами, разрезами, сечениями, а также текстовую часть и надписи, необходимые для понимания конструктивного устройства изделий, взаимодействия его основных составных частей и принципа действия изделия, а также данные о составе изделия. Допускается помещать техническую характеристику изделия и пояснительные надписи, помогающие разобраться в устройстве изделия (рис. 431).

Изображения на чертежах общих видов выполняются с максимальными упрощениями, уста- навлива мыми ЕСКД для рабочих чертежей.

Наименование и обозначения составных частей изделий на чертеже общего вида указываются на полках линий выносок или в таблице, располагаемой на чертеже общего вида изделия. Таблица может быть выполнена и на отдельном листе формата А4 (по ГОСТ 2.301—68). При этом на полках линий-выносок указываются номера позиций составных частей, включенных в таблицу. В общем виде таблица состоит из граф: "Лоз", "Обозначение", "Кол", "Дополнительные указания". Запись составных частей в таблицу рекомендуется производить в следующем порядке: заимствованные изделия, покупные изделия, вновь разработанные изделия. Примером чертежа общего вида с некоторыми упрощениями может служить несложный чертеж изделия — гидравлического прихвата, изображенного на рис. 431.Храповой механизм позволяет осуществлять вращение вала только в одном направлении

Характерный признак чертежа общего вида — отсутстви спецификации, которая будет разрабатываться во второй, рабочей, части конструкторской документации для сборочного чер гежа изделия.Сборочный чертеж разрабатывается на основе чертежа общего вида и входит в комплект рабочей конструкторской документации, предназначается непосредственно для производства. По сборочному чертежу определяется соединение изготовленных деталей в сборочные единицы.

Система обозначения чертежей Для всех отраслей машиностроения и приборостроения по ГОСТ 2.201—80 установлены две системы обозначения чертежей: первая — обезличенная, вторая — предметно-обезличенная. Основой обезличенной системы является единый классификатор, в котором каждое изделие, деталь, сборочная единица закодированы определенным номером.

Изображение подшибников качения В современном машиностроении широкое применение находят подшипники качения, типы и размеры которых определяются соответствующими стандартами.


Рабочий чертеж прямозубого цилиндрического зубчатого колеса