РИСОВАНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Общие сведения о рисовании с натуры

Рисунок — это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях. В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на дветри его проекции.

В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая передает и действительную его форму. В перспективном рисунке крупного по размерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и действительная величина объекта.

Между действительной и видимой формой предмета имеется различие. Действительная форма предмета неизменна, видимая же его форма многообразна, она постоянно меняется в зависимости от ракурса или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет поразному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при кото

рой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемого предмета. Например, если рассматривать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боковая поверхность цилиндра не видна. Достаточно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовки устанавливают в таком повороте, чтобы его форма хорошо выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.

Окружающие нас предметы, строительные детали и конструкции обладают различными внешними признаками: физическими (материал, цвет, фактура, освещенность) и геометрическими (форма, соотношение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

Основная задача рисования с натуры, особенно на начальном этапе,— верная передача в рисунке геометрических признаков предмета. В дальнейшем в зависимости от поставленной задачи на рисунке передают и физические признаки предмета.

Рисунок с натуры может быть длительным по времени исполнения и закончен

Рис. 243. Перспективные сокращения равных по величине элементов объекта по мере

их удаления от наблюдателя в глубину и перспективная сходимость параллельных

прямых в точке схода; F — точка схода, h — h — линия горизонта

ным или выполняться быстро, с передачей формы предмета в общих чертах. В последнем случае рисунок называют наброском или эскизом. Помимо своего самостоятельного назначения эскиз бывает необходим в тех случаях, когда требуется, перед тем как приступить к длительному основному рисунку, решить некоторые композиционные задачи — проверить выбор точки зрения, установить общую композицию рисунка и размещение изображения на листе.

По технике выполнения и характеру графики рисунок с натуры бывает тоновый и линейный. На тоновом рисунке средствами штриха и тушевки подробно передают светотеневые отношения и форму предмета, а на линейном — линией одного тона очертания предмета и отдельных его частей.

Изображение предмета в перспективном рисунке с натуры значительно нагляднее аксонометрического изображения, поскольку на рисунке отражаются перспективные сокращения, т. е. уменьшение предмета по мере его удаления от наблюдателя (рис. 243).

Проектирование зданий и сооружений, конструирование машин и различных механизмов начинается с рисунка. Прежде чем выразить свои замыслы в чертежах, проектировщик выполняет рисунки и эскизы, с помощью которых уточняет и совершенствует первоначальное проектное решение.

Наблюдательная перспектива и перспективные построения

Наблюдательная перспектива. Рисование с натуры объединяет два процесса: вопервых, зрительное восприятие предмета, правильную оценку его формы и пропорций и, вовторых, изображение видимой формы предмета на плоскости. Большую помощь при этом оказывает знание правил наблюдательной перспективы, полученное в результате непосредственного изучения окружающих нас предметов в натуре.

Различают две части общей перспективы: линейную — изображение очертаний предметов и воздушную — изображение светотеневых и цветовых изменений пред

метов в пространстве в зависимости от их удаления от наблюдателя.

Основная особенность наблюдательной перспективы — перспективное сокращение, т. е. кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Степень этого уменьшения пропорциональна расстоянию от предмета. Чем ближе предмет расположен к наблюдателю, тем он вопринимается в перспективе большим по сравнению с одинаковым с ним, но более удаленным предметом, например размеры колонн на рис. 243. В результате параллельные прямые воспринимаются сходящимися в одной точке — точке схода F. Для горизонтальных прямых точка схода расположена на линии горизонта h—h. Вертикальные прямые в перспективе остаются параллельными одна другой (вертикальные ребра зданий).

От положения точки зрения наблюдателя зависит характер перспективного изображения предмета. Видимая форма предмета заметно изменяется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма предмета зависит также от дистанции наблюдения (рис. 244). Сходимость прямых линий, или перспективный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюдатель находится близко к объекту (точка / — горизонтальный угол зрения 45°), сходимость горизонтальных прямых в перспективе становится значительной, при этом точки схода F\ и Ft прямых приближены к изображению предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 — углы зрения 30 и 15°) перспективный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно .оказываются за пределами листа. Перспективное изображение предмета в этих случаях выглядит поразному.

При близкой точке зрения (изображение /) перспектива предмета приобретает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид. При дальней точке и небольшом угле зрения (изображение ///) перспектива изображаемого объекта становится «вялой» и невыразительной. Наиболее выразительное и естественное —

Рис. 244. Влияние дистанции наблюдения на перспективное изображение

предмета: 1...3 — точки зрения; /.../// — изображение предмета из соответствующих точек

перспективное изображение // (угол зрения 30°). Таким образом, на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т. е. положение рисующего относительно предмета. Поэтому правильный выбор точки зрения (наилучший угол зрения 20...40е) и расстояние до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.

При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фрагментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспективные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта h — h и точки схода F\ и Fj параллельных

прямых, если они помещаются на листе, или проводят в пределах листа вспомогательные прямые, идущие в точки схода. Буквенное обозначение при этом наносить не следует.

Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость (см. § 15). Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе или пользуясь так называемым визированием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.

Рнс. 245. Схема построения перспективы здания: а—исходные элементы построения перспективы  на плане и фасаде здания, б—перспектива здания, построенная с увеличением исходных данных в 2 раза; I...3 — проекции ребер объекта, S — наблюдатель,

а угол зрения. К— картинная плоскость

Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необходимо иметь две прямоугольные проекции предмета — план и фасад (рис. 245, а). На плане здания определим положение центра проецирования или точки зрения 5 (положение наблюдателя) и положение плоскости проекций или картинной плоскости К На фасаде наметим высоту линии горизонта h — Л. Из точки зрения 5 проведем через характерные точки плана здания //, /// проецирующие прямые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых продольного F[ и поперечного F? направлений, проведя из точки зрения 5 прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоскостью К Полученные точки затем перенесем на перспективу (рис. 245, б). Перспектива здания построена с увеличением исходных данных в 2 раза.

На плане в точке /, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проецируется в натуральную величину. Размер реб

ра / также перенесем на перспективу, увеличив его, как и все измерения, в 2 раза. Остальные вертикальные ребра проецируются сокращенными. Из концевых точек ребра /проведем прямые в точки схода F\ и F2, которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 2 и 3, поскольку горизонтальные прямые в перспективе изображаются сходящимися в точках схода.

При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (последняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построения аналогично описанным ранее (см. рис. 245,6).

Перспектива интерьера. На рис. 246 приведено построение перспективы интерьера (внутреннего вида) здания прямоугольного в плане очертания. На плане определяется наложение точки зрения 5. При построении перспективы интерьера, как и при рисовании с натуры, допускается увеличивать углы зрения до 50°, чтобы в поле зрения и на изображении оказалась большая часть внутреннего пространства.

План

Рис. 246. Схема построения фронтальной перспективы интерьера здания

Картинная плоскость К расположена параллельно задней, фронтальной стене помещения (в данном примере картинная плоскость совпадает с нею). Перспектива, построенная при таком положении картины, называется фронтальной в отличие от угловой перспективы (см. рис. 245), когда картинная плоскость не параллельна ни одной из вертикальных плоскостей объекта.

При построении фронтальной перспективы интерьера определяют только одну точку схода /"для горизонтальных прямых продольного направления, перпендикулярных картине. Горизонтальные прямые поперечного направления, параллельного картине, не будут иметь точки схода; они и иа перспективе изображаются горизонтальными.

Через точки / и /V плана (рис. 246) проведем проецирующие лучи до пересечения с картинной плоскостью К в точках /о и 4а Эти точки, а также точки // и ///, которые совпадают с картинной плоскостью, перенесем на линию горизонта Л — Л. Поскольку вертикальные ребра // и /// интерьера совпадают с картинной плоскостью, они должны проецироваться в действительную величину. Проведя на перспективе прямые из точки схода F через верхние и нижние концы ребер 2 и 3 до пересечения с вертикальными прямыми, проведенными через точки / и 4, получим перспективу всех четырех вертикальных ребер помещения, а также перспективу продольных горизонтальных прямых, идущих в точку схода F. Далее проведем горизонтальные прямые, соединяющие попарно ближние и дальние вертикальные ребра интерьера.

Воздушная перспектива. При рисовании с натуры следует правильно передавать воздушную перспективу, т. е. светотеневые изменения на поверхности предмета, которые зависят не только от формы предмета и его положения относительно источника света (см. § 81), но и от того, на каком

Рис. 247. Восприятие светотеневого контраста в пространстве: а — ослабление контраста по мере удаления, б — пограничный светотеневой контраст

расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.

Воздушная перспектива — часть наблюдательной перспективы; ее закономерности выявлены в результате натурных наблюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на воспринимаемую яркость освещенных мест н силу светотени. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем различие между освещенной и затененной частями предмета, так называемый светотеневой контраст, погашается и становится менее резким (рис. 247, а). И, наоборот, чем ближе расположен предмет к наблюдателю, тем освещенные поверхности становятся светлее и ярче, а затененные — темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 247,6).

В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздушную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространственность изображаемой композиции.

Составление рабочего чертежа детали