РИСОВАНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

Организация рабочего места и приемы рисования

Начиная работу над рисунком с натуры, принимают во внимание освещение не только модели, но и самого рисунка. Источник света должен находиться слева сверху. Бумагу прикалывают кнопками к гладкой доске, которую устанавливают почти вертикально. Доску с бумагой располагают прямо перед рисующим, на линии между глазом и натурой так, чтобы не заслонять последнюю. Сесть надо на таком расстоянии, чтобы модель и часть окружающего пространства легко охватывались взглядом без поворота головы. Это расстояние, если модель небольшого размера, около 2...3 м.

Для рисования с натуры применяют подставки (рис. 248) или мольберты. Подставку с рисунком можно оставить в заданном положении и отойти от иее, чтобы рассмотреть свою работу с некоторого расстояния. На горизонтальной планке подставки размещают запасные и заточенные карандаши, мягкую резинку (жесткая непригодна, поскольку она портит поверхность бумаги) и др.

Рис. 248. Подставка для рисования

Для рисования нужно подготовить мягкие графитные карандаши М или 2М, которые должны быть заточены остро, чтобы можно было наносить тонкие линии концом графита карандаша, а широкие штрихи — положив графит почти плашмя. Затачивают карандаш на длину 20...30 мм со стороны, противоположной маркировке на нем (рис. 249, а). Карандаш держат свободно, примерно по середине его длины, чтобы не стеснять движение руки (рис. 249,6). Бумаги может касаться только мизинец, что облегчает проведение плавных и длинных линий в начальной стадии работы и дает возможность держать плоскость рисунка дальше от глаз. При уточнении деталей на рисунке карандаш берут ближе к острию (рис. 249, в).

Качество бумаги имеет большое значение при работе карандашом. Рекомендуется использовать чертежную бумагу с шероховатой поверхностью: глянцевая бумага для рисования непригодна. Для рисования выбирают более шероховатую сторону бумаги.

Приступая к рисованию с натуры, выполняют предварительную работу в такой последовательности: анализируют форму предмета, а также взаимосвязь между отдельными ее элементами; находят выгодную точку зрения, с которой форма и объемность предмета выявляются наилучшим образом; определяют положение предмета относительно линии горизонта, величину перспективных сокращений и примерное местоположение в перспекти

 

Рис. 249. Заточка карандаша (а) и приемы работы им (б, в)

ве точек схода прямых; определяют композицию рисунка и его размещение на листе; выявляют основные пропорции модели и соотношения ее частей; находят наиболее простой способ построения рисунка; учитывают характер распределения светотени иа поверхности модели.

Начинают рисунок тонкими слабо заметными линиями. Прежде чем провести линию, надо ясно представить себе, как она должна пройти, проследить взглядом ее путь, а затем провести ее широким движением на всю длину. Если первая линия выполнена неверно, проводят другую, не стирая первую. Злоупотреблять резинкой не следует. Когда рисунок будет в основном построен, выделяются основные линии, определяющие форму предмета. При передаче светотени эти линии еще больше закрепятся, но вместе с тем они постепенно исчезнут и заменятся тоновым разграничением света и тени.

Для выражения формы предмета и передачи светотени пользуются штрихами. В отличие от линии, которая передает границы и форму предмета, штрих выявляет форму поверхности. Штрихи наносят не острием графита карандаша, а графитом, положенным плашмя. Если штрихи расположены иа близком расстоянии один от другого, создается однородная тоновая поверхность. Так поступают в начальной стадии работы до окончательной передачи всех деталей предмета. В дальнейшем штрихи можно делать более четкими, с незначительным увеличением расстояния между ними.

Своим направлением штрих должен характеризовать форму предмета и его поверхности (см. рис. 237). Если нужно выполнить теиь иа изображении плоскости,

например грани тела, штрихи наносят в виде параллельных прямых линий. Если же изображают кривую поверхность, то штрихи, следуя за ее формой, также наносят кривыми линиями, расположенными рядом одна с другой. Плотность и направление штриха принимают такими, чтобы вернее передать форму предмета, его материальность и фактуру.

Составление рабочего чертежа детали