РИСОВАНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

Рисование с натуры начинают с несложных работ, выбирая для этого модели простой геометрической формы — куб, призму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучают форму модели и ее строение. Необходимо также рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный поворот и ракурс.

Рисование куба. Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами: сравнением и визированием. Как уже говорилось ранее, для правильной передачи иа рисунке пропорций и формы предмета важны не действительные размеры объекта и его частей, а видимые, перспективноизмененные их соотношения.

На рис. 250 показана модель куба для рисования с натуры в заданном повороте и ракурсе относительно рисующего. Для того чтобы точнее определить, например, кажущееся соотношение ширины левой вертикальной грани куба и уже установленной иа рисунке высоты переднего вертикального ребра, пользуются приемом

Рис. 250. Приемы сравнения величин в перспективе визированием: поперечник грани принят за единицу измерения, б — визуальное совмещение единицы измерения с вертикальным ребром куба

визирования карандашом. Карандаш держат в вытянутой руке перпендикулярно лучу зрения, совмещая острие карандаша с крайней левой точкой измеряемой части модели. Большим пальцем на карандаше ограничивают отрезок, равный ширине грани (рис. 250, а). Затем, не меняя положения большого пальца и не сгибая руки, поворачивают карандаш в вертикальное положение и совмещают этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба (рис. 250,6), отмечая на глаз различие между этими элементами.

Помимо проверки перспективных или кажущихся соотношений частей предмета очень важно правильно определить и пере

дать на рисунке величину наклона в перспективе уходящих в глубину горизонтальных прямых предмета. В этом случае также используют визирование карандашом (рис. 251, а). Карандаш держат горизонтально, а на рисунке в соответствующем месте проводят вспомогательную горизонтальную линию. Затем сравнивают кажущиеся углы а и й с отмеченными на рисунке и, если необходимо, корректируют построения.

При рисовании с натуры следует правильно передать не только видимые соотношения величин, но и перспективные ракурсы — кажущиеся наклоны в перспективе горизонтальных прямых. На рис.

Рис. 251.  Проверка визированием перспективного наклона горизонтальных ребер куба (а) неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму (б)

251,6, так же как и на рис. 251, а, правильно переданы видимые соотношения вертикальных граней, но неверно нанесены величины углов между основаниями двух видимых граней и вспомогательной горизонталью. В результате мы видим на рис. 251,6 не куб, а удлиненный параллелепипед. Таким образом, чем больше сокращается в перспективе ширина грани, тем большим воспринимается кажущийся .наклон ее горизонтальных ребер.

Визированием пользуются лишь на начальной стадии обучения рисованию с натуры, поскольку оно задерживает развитие глазомера. Визирование не предшествует рисованию, а завершает отдельные его этапы и служит для контроля и проверки уже выполненных на рисунке построений.

Рассмотрим приемы последовательного выполнения рисунка куба (рис. 252). Прежде всего тонкими линиями наметим границы изображения с боков, снизу и сверху (рис. 252, а). Вертикальные отрезки слева и справа отмечают крайние очерковые ребра куба. Затем между ними проведем вертикальный отрезок — положение сред

него ребра, разграничивающего две видимые вертикальные грани, и засечкой сверху отметим его высоту. Кажущуюся ширину этих граней проверим визированием карандашом, как было указано ранее.

После того как на рисунке построено ближнее ребро и намечено положение двух других вертикальных ребер, определим положение их вершин с помощью вспомогательных горизонтальных прямых, отметив на среднем ребре соответствующие отрезки (рис. 252,6).

Для проверки изображения верхней грани куба продолжим ближнее вертикальное ребро вверх и отметим на нем горизонтальной засечкой вершину дальнего, невидимого вертикального ребра. Через полученные путем засечек вершины куба проведем наклонные прямые — изображения горизонтальных ребер куба, идущие в правую и левую точки схода и слегка сходящиеся в их сторону (линия горизонта проходит выше куба). Эти линии продолжим до границ листа, что облегчит проверку степени их сходимости. Все эти построения выполним тонкими ли

в) Рис. 252. Последовательность (а...

г) рисования куба с натуры

ниями, они могут быть проверены визированием.

После уточнения всех соотношений часть вспомогательных прямых убираем, прорисуем построенные линии контуров граней куба (рис. 252, в), одновременно слегка нанесем светотень, которая выявит объемность формы куба. На рис. 252, г показан законченный рисунок куба.

Рисование цилиндра и призмы. При рисовании тел вращения сначала определяют основные пропорции, а затем намечают ось вращения и центр основания (рис. 253, а). Определив габариты цилиндра, через концы оси вращения проводят горизонтальные отрезки — большую ось эллипсов оснований, отмечают размеры малых осей и по четырем точкам прорисовывают эллипсы оснований цилиндра (рис. 253,6). Большие оси эллипсов всегда перпендикулярны оси цилиндра. При этом чем дальше расположены горизонтальный круг или окружность от линии горизонта,

тем более широким кажется эллипс. Чтобы избежать ошибок, нижнее основание цилиндра надо прорисовывать полностью.

После того как будут изображены оба эллипса оснований цилиндра, прорисовывают крайние (очерковые или контурные) образующие, касательные к эллипсам. Затем проверяют рисунок и штриховкой слегка оттеняют его поверхность (рис. 253, в).

На рис. 254, а изображен цилиндр, расположенный горизонтально и повернутый произвольно относительно наблюдателя. Построения в этом случае аналогичны предыдущему рисунку цилиндра; отличие состоит в следующем. Эллипс, расположенный ближе к зрителю, будет более узкий, поскольку это основание цилиндра находится в большем ракурсе. Большая ось дальнего эллипса будет короче, поскольку основание цилиндра расположено дальше. Точка схода очерковых образующих цилиндра расположена на горизонте.

a)  9) *)

Рнс. 253. Последовательность (а...в) рисования цилиндра

Рис. 254. Построение на рисунке геометрических тел, расположенных горизонтально: а — цилиндра, б — шестигранной призмы

Образующие цилиндра в перспективе будут слегка сближаться к точке схода, оставаясь симметричными относительно оси цилиндра.

На рис. 254, б приведена шестигранная призма, расположенная горизонтально. Изучая форму призмы, обнаруживаем четыре группы взаимно параллельных прямых ребер. Каждая из этих групп прямых имеет в перспективе свою точку схода. У горизонтальных ребер призмы (боковых и по паре сторон оснований) точки схода F\ и F2 расположены иа линии горизонта. У остальных взаимно параллельных ребер оснований точками схода будут: точка F3 — для восходящих прямых и точка Ft — для нисходящих. Все четыре точки схода обычно находятся за пределами листа.

В процессе рисования с натуры граииых фигур точки схода прямых, как правило, ие используют, однако четкое представление об их местоположении способствует правильному построению перспективного рисунка.

Рисование группы геометрических тел. После рисования простых геометрических тел можно перейти к рисованию группы геометрических тел. Прежде чем приступить к такому рисунку, из нескольких геометрических тел оставляют выразительную группу так, чтобы между предметами, входящими в иее, было композиционное согласование. Кроме того, учитывают также освещение группы предметов. Необходимо, чтобы светотень выявляла ие только форму отдельных геометрических тел, ио и простраиствеииость композиции. При этом можно использовать падающие теин от одного предмета иа другой и иа горизонтальное основание группы (рис. 255).

Начинают работу с размещения рисунка группы тел иа листе. Учитывая характер композиции предметов, лист бумаги располагают вертикально или горизонтально (рис. 255, а).

При выборке композиции рисунка пользуются эскизом, который выполняют иа небольшом листе бумаги. Эскиз дает возможность проверить ие только размеры

последовательность рисования

1

_

 

а)

б)  г)

Рис. 255. Рисование с натуры группы геометрических тел:

а — выбор композиции рисунка на листе, б...г

изображения относительно границ листа, ио и композицию предметов — сочетание отдельных предметов, ракурс — поворот в сторону рисующего. Рисунок ие должен быть настолько крупным, чтобы его контуры приближались к краям листа, ио ои и ие должен быть мелким. Рисунок обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.

При выполнении рисунка  нельзя рисовать предметы, составляющие группу, по

очереди, одни за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, ие отвлекаясь иа детали и подробности. Работу иад рисунком ведут в строгой последовательности, решая на кажом ее этапе определенные изобразительные задачи.

Первый этап — нанесение обобщенной формы предметов (рис. 255, б). После того как иа эскизе определят общие размеры рисунка, иа листе наносят границы группы

Рис. 256. Рисование группы геометрических форм: а — эскизы, б — законченный рисунок

сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел — вертикальные ребра куба. Засечками с четырех сторон наносят габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее намечают горизонтальные ребра куба. Степень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми (см. рис. 252,6).

Второй этап — перспективное построение объемных форм предметов и уточнение их пропорций, (рис. 255, в). На этом этапе — наиболее ответственном и длительном — окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные. Построения легко проверить, если прорисовать и невидимые элементы предметов. Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление параллельных прямых, идущих в точки схода на горизонте — горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка наносят светотень.

Третий этап — нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка (рис. 255, г). На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали: передают неровности поверхности и ее фактуру. При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют его на дальнем, что способствует передаче на рисунке простраиственности композиции.

Наносят фон, выделяя тем самым освещенную часть поверхности цилиндра и верхнюю горизонтальную грань куба. При передаче светотени штриховкой рисунок постепенно прорабатывают по всей его площади и все время следят за правильностью тоновых соотношений. При этом необходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета.

В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его как бы со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими широкими штрихами обобщают

мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы предмета. В результате рисунок выигрывает в целом.

Деление процесса рисования с натуры на три этапа — условное. Все этапы представляют собой единый непрерывный процесс, оии взаимосвязаны, а форму и пропорции уточняют иа всех этапах работы.

На рис. 256,а показаны предварительно выполненные эскизы группы геометрических тел, напоминающих по форме архитектурностроительную композицию, а иа рис. 256, б — законченный рисунок этой группы. Для того чтобы выбрать наиболее удачную точку зрения и показать модель в более выразительном ракурсе, модель поворачивают, меняя тем самым характер освещенности, или совершают обход вокруг нее и выполняют дватри эскиза небольшого размера. Один из эскизов принимают за основу и после этого приступают к выполнению рисунка.

Составление рабочего чертежа детали