РИСОВАНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

Рисование орнамента, строительных и архитектурных деталей

Архитектурностроительные детали ти элементы зданий, в том числе классические архитектурные формы — карнизы, капители, фризы, орнаменты, различные лепные украшения, встречаются как при реставрационных работах по восстановлению памятников архитектуры, так и в процессе строительства и отделки современных зданий.

Рисование орнамента. Моделями при рисовании орнамента служат рельефные гипсовые слепки, как правило, растительного содержания. Формы листьев и цветков стилизованы и благодаря четкой структуре и рельефности представляют собой хорошую модель для рисования с натуры. Различают симметричные и несимметричные орнаменты. Рисование следует начинать с орнаментов, расположенных во фронтальном положении.

Симметричный орнамент, изображающий на рис. 257 стилизованный цветок лотоса, расположен на четырехугольной плите. Сначала намечают среднюю линию — ось симметрии, затем границы изображения сверху, снизу и с боков. С помощью вспомогательных линий уточняют

Рис. 257. Рисование фронтально расположенного гипсового орнамента: а—схема построений, б—законченный рисунок

положение лепестков и форму отдельных частей цветка (рис. 257, а). На этой начальной стадии рисования важно правильно передать основные пропорции орнамента и его крупных частей, проверить их и лишь после этого переходить к рисованию более мелких деталей. Такой метод обобщения форм, когда вспомогательными прямыми линиями сложная форма как бы упрощенно очерчивается, помогает точнее передать основные пропорции модели.

После проверки построений прорисовывают форму лепестков, наносят светотень, выявляя характер кривых линий и рельефность орнамента (рис. 257,6). Прорисовку деталей сопровождают нанесением тона. В результате линейные контуры рисунка должны исчезнуть и стать границами света и тени. При нанесении теней имеют в виду, что падающие тени, как правило, темнее собственных и контуры падающих теней более четкого и резкого очертания.

Рисование врубки. Натурой для рисования служит деревянная модель узла строительной конструкции (рис. 258). В этом случае появляется новая задача — передать на рисунке материал модели — дерево.

После определения общих размеров рисунка на листе основную форму модели (врубки) передают на бумаге в обобщенном виде (рис. 258, а). Легкими линиями намечают общие формы — горизонтальный и наклонный брусья врубки. Чтобы проверить правильность построения наклона верхнего бруса, по вертикали откла

Рис. 258. Последовательность (а...в) рисования с натуры деревянной строительной

детали (врубки)

дывают высоту горизонтального бруса. Степень перспективного ракурса нижнего бруса проверяют визированием с помощью вспомогательной горизонтальной линии, проведенной на рисунке через вершину переднего ребра.

Затем намечают крупные членения врубки (рис. 258,6). Наклонный брус делят на две части по длине, а затем оба бруса (наклонный и горизонтальный) делят на три составные части. Процесс уточнения основной формы сопровождается легкой штриховкой.

В завершающей стадии работы (рис. 258, в) отдельным элементам врубки придают волнистый профиль, уточняют границы составных частей и места их сопряжений. Одновременно передают фактуру и материальность модели — штрихами подчеркивают направление волокон древесины. На торце врубки штрихи подчеркивают ее волнистый профиль. Сильнее вы

деляют более темные по тону элементы — боковые накладки у наклонного бруса. Наносят падаюшие тени на нижнем брусе и на горизонтальной плоскости.

Рисование капители. Капитель — верхняя венчающая часть колонны, которая осуществляет конструктивный переход от колонны к горизонтальной балке — антаблементу. Форма капителей довольно разнообразна. На рис. 259 моделью служит капитель полуколонны тосканского ордера. Ордером называют архитектурное оформление стоечнобалочной конструктивной системы.

Капитель состоит из трех основных частей: верхней, квадратной в плане плиты — абака, круглой переходной к колонне части с профилем четвертного вала — эхина и шейки, которая служит продолжением ствола колонны и отделяется от него астрагалом.

В противоположность орнаментам в ка

а)

в)  г)

Рис. 259. Рисование капители полуколонны:

о — построение общей формы, б — прорисовка отдельных элементов капители, в — построение и проверка основных соотношений и деталей, г — законченный рисунок капители (/,..6 — изображение  элементов

капители)

пители формы правильные, геометрические, в основном это поверхности вращения с общей вертикальной осью. Сочетание этих поверхностей образует в целом довольно сложную форму.

При рисовании капители сначала строят ее обобщенную форму, в которую затем вписывают мелкие детали. В начальной стадии работы все элементы капители, в том числе и невидимые, строят полностью («насквозь»), что способствует точности конструктивного построения.

После размещения рисунка на листе намечают полуквадратную часть плиты (рис. 259, а) и на нижней ее плоскости наносят среднюю линию и полудиагонали. Точка их пересечения служит осью полуколоны. На оси намечают положение верхнего и нижнего оснований полуколонны и прорисовывают полуэллипсы оснований. В основание полуквадрата плиты вписывают полуэллипс так, чтобы он касался сторон полуквадрата в трех его точках. При этом чем ближе к линии горизонта расположен

на рисунке полуэллипс, тем он изображается более узким.

В процессе уточнения общей формы капители ее расчленяют на более мелкие детали и затем прорисовывают их (схемы этих построений показаны на рис. 259,6). Абака завершается полочкой с выкружкой (схема /). Профиль выкружки у среднего вертикального ребра абаки выступает в левую сторону, где перспективный ракурс вертикальной грани абаки больше. Построение изображения эхина показано на схемах 2 и 3. После нанесения двух полуэллипсов эхина (большего и меньшего) слева прорисовывают его очерк с помощью кривой, которая касается этих полуэллипсов. Основание эхина — полочку с выкружкой и астрагал — изображают, как показано на схемах 5 и 6.

В процессе уточнения на рисунке общей формы капители и прорисовки деталей наносят контуры падающих теней и слегка прокладывают собственные тени (рис. 259, а).

Рис. 260. Рисунок железобетонных конструкций покрытия производственного здания

В завершающей стадии работы (рис. 259, г) передают более точно градации светотени на деталях, смягчают рефлексы и обобщают рисунок, приводя тональные отношения его отдельных частей к единству.

Рисование железобетонной фермы. При рисовании фрагментов зданий и сооружений важно правильно передать перспективные сокращения.

При рисовании железобетонных конструкций покрытия производственного здания (рис. 260) предварительно делают одиндва быстрых перспективных наброска из различных точек зрения, а затем выбирают лучший из них, наметив на нем границы поля изображения.

Перспективные точки схода горизонтальных прямых, как правило, оказываются за пределами рисунка. В этом случае на рисунке намечают перспективу прямых линий продольного и поперечного направлений, проводя их легкими линиями почти до краев листа. Это дает возможность верно передать перспективную сходимость прямых к точкам схода.

Затем намечают  основные пропорции

фрагмента, передают его расчленение на более мелкие части, проверяют эти постро ения и переходят к передаче светотени. Перспективный рисунок железобетонных конструкций дополнен изображениями элементов примыкания к колонне и эскиз ным чертежом всей конструкции с про становкой размеров. Таким образом, этот рисунок — технический, выполненный с натуры на основе перспективы

Составление рабочего чертежа детали