РИСОВАНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

Рисование архитектурных сооружений н внутреннего вида зданий

При рисовании крупных пространственных объектов — архитектурных сооружений и интерьеров зданий — большое значение имеет выбор точки зрения н применение перспективных построений. Глубинность пространства на рисунке выражают графическими средствами: правильной передачей перспективных сокращений и воздушной перспективы; передний план прорисовывают в деталях обстоятельно  и четко, дальние планы —более обобщенно.

Рис. 261. Выбор точки зрения при рисовании интерьера: план н положение точек зрения, б, в — эскизы к основному рисунку >

Эффект глубинности композиции достигается также ослаблением светотеневого контраста по мере увеличения пространственных расстояний.

Рисование интерьера. Рисунок внутреннего вида помещения, или интерьера, начинают с выбора точки зрения, учитывая возможность свободного охвата взглядом изображаемого внутреннего пространства. Угол зрения при этом не должен превышать 50...60°. Если требуется изобразить, например, мозаичный пол, точку зрения надо выбрать по возможности выше. Если элементом оформления помещения служит декоративное панно, то, перемещаясь вправо и влево, выбирают такое положение, чтобы одна из стен интерьера, на которой помещено панно, оказалась в небольшом перспективном ракурсе.

Прежде чем приступить к основному рисунку интерьера, рекомендуется выполнить несколько эскизов. На рис. 261, а показан план помещения — вестибюля клуба, а на рис. 261, б, в — два эскиза.

Первый эскиз (рис. 261, б) выполнен из точки А, когда главный луч / направлен в угол помещения. Горизонтальные прямые разных направлений имеют две точки схода Fi и F2 (угловая перспектива). На этом эскизе хорошо просматривается соседнее пространство вестибюля, ио рисунок в целом недостаточно выразителен: перспективные ракурсы стен одинаковы, перспектива рисунка оказалась «вялой»,

глубинность внутреннего пространства выявляется недостаточно.

Второй эскиз (рис. 261, а) выполнен из точки В, когда главный луч зрения 2 направлен перпендикулярно фронтальной стене помещения. На рисунке изображена одна точка F для горизонтальных прямых продольного направления, прямые поперечного направления изображаются параллельными (фронтальная перспектива). Внутреннее пространство достаточно хорошо представлено. Однако точка зрения выбрана неудачно, поскольку в результате сильного перспективного сокращения правой стороны помещения исчезли просветы между столбами и не видно пространства вестибюля. Поэтому следует выбрать другую точку зрения, переместившись влево.

На рис. 262 показан рисунок, выполненный из точки А, когда главный луч 3 направлен перпендикулярно фронтальной стеие помещения. В этом рисунке устранены оба недостатка предыдущих двух эскизов.

При рисовании интерьера вестибюля клуба (рис. 262, а) сначала намечают линию горизонта h—h и точку схода F продольных прямых линий; затем легкими линиями намечают основные линии стен, пола, потолка. Далее рисуют крупные формы, не отвлекаясь на детали.

Разбивку перспективной сетки мозаичных плит пола удобно производить, проводя сначала продольные линии плит, иду

а/  В

Рис. 262. Рисунок интерьера вестибюля клуба: а — построение рисунка интерьера, б — законченный рисунок

Рис. 262. Продолжение

щне в точку схода F, а затем прямую лннню диагоналей квадратов и всего пола — в точку D на линии горизонта справа. Для этого на глаз выделяют на рисунке равные соотношения ширины и глубины помещения (пропорции квадрата) на полу (АВЕС) или в плоскости потолка, проводят диагональ квадрата и продолжают ее до точки D на линии горнзонта. Через точки пересечения прямой AD с продольными линиями проводят поперечные линии пола.

В дальнейшем (рис. 262, б) уделяют внимание глубине пространства, учитывают воздушную перспективу, выявляют ее. Линии заднего плана и штриховку светотени выполняют легче н тоньше, чем на переднем плане, где светотеневой контраст должен быть сильнее.

В завершающей стадии подробно прорабатывают элементы внутренней отделки интерьера, например рисунок мозаичного пола. Этн части интерьера могут быть также представлены дополнительным рисунком в увеличенном масштабе с указанием размеров, формы и цветовых соотношений.

Рисование экстерьера. При рисовании внешнего вида, илн экстерьера, здания необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания.

Внешний внд здания в общем виде представляет собой объем прямоугольных в плане очертаний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объемов.

Сначала на рисунке наносят общую форму здания, намечают лннню горизонта и точки схода горизонтальных прямых (рис. 263, а), проверяют правильность передачи перспективных сокращений, а затем переходят к рисованию деталей: окон, дверей и других архитектурных элементов. В процессе рисования следят за правильностью построений и выразительностью основных форм здания, не уделяя большого внимания прорисовке мелких деталей.

Поскольку фасад здания симметричен, его середину на рисунке определяют пересечением вспомогательных диагоналей, прямоугольной плоскости фасада. Далее намечают линии окон первого и второго этажей, идущие к точке схода, а после этого наносят вдоль фасада разбивку окон н простенков, учитывая перспективные сокращения их поперечников.

После того как все основные построения на рисунке выполнены н проверены, переходят к более подробной прорисовке деталей н нанесению светотени (рис. 263, б). При этом следует учитывать воздушную перспективу.

Более детально на рисунке прорабатыва

а)

Рис. 263. Рисунок внешнего вида здания — экстерьера: а — построение рисунка экстерьера, б — законченный рисунок

ют элементы переднего плана. Детали дальнего плана рисуют более обобщенно: тени прокладывают более легким тоном. Глубину пространства подчеркивает также антураж — часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и легкие облака.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие линейной и воздушной перспективы? 2. Назовите элементы перспективного проецирования. 3.'Что называют фронтальной перспективой интерьера? 4. В какой последовательности выполняют рисунок с натуры производственных деталей и узлов?

Составление рабочего чертежа детали