ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

Основные изобразительные задачи и приемы графического оформления чертежей

Архитектурностроительная графика включает в себя графические средства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изображаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений — ортогональнопроекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эскизах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).

В зависимости от назначения и содержания архитектурностроительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы работы. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и чернобелую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную, или полихромную, графику.

Линейная графика — основной графический прием выполнения архитектурностроительных чертежей. Линейную графику, с помощью которой передают лишь контурное изображение объекта,

Рис. 264. Чертежи фасада здания, выполненные различными графическими приемами: а— в линейной графике рабочего чертежа, б—в чернобелой (штриховой) графике демонстрационного

материала проекта

применяют на всех стадиях проектирования.

Демонстрационный материал проекта включает в себя также чертежи, при выполнении которых линейная графика дополняется передачей светотени, фактуры и материала здания, а также изображением предметов, окружающих проектируемое здание: людей, растительности, окружающей застройки и т. д.

На рис. 264 показано два изображения фасада здания, выполненных различными графическими приемами. Первое изображение выполнено в линейной графике рабочего чертежа, второе — в чернобелой штриховой графике демонстрационного материала к проекту с нанесением теней и передачей окружающих здание предметов. Волнистыми штриховыми линиями и цветом выделены цветовые вставки на фасаде здания.

На рис. 265 приведено перспективное изображение цеха химического комбината, выполненное в линейной графике. Благодаря высокому положению точки зрения

Многоцветную, или п о л и хр о мн у ю, графику используют в тех случаях, когда кроме наглядного изображения здания важно показать и цветовую его окраску.

В настоящее время приемы графического оформления архитектурностроительных чертежей расширились за счет применения акварели, гуаши, темперы, аппликаций из цветной бумаги и других материалов, а также применения набрызга с помощью аэрографа, торцевания жесткой полусухой кистью по трафарету и т. д.

Техника отмывки

и многоцветной покраски

чертежей

Техника отмывки чертежей. Отмывку или покраску чертежей и рисунков выполняют кистью акварельными красками или тушью. Для отмывки применяют мягкие кисти. Хорошая кисть, после того как ее смочат водой, встряхнут, образует острый конец. Отмывку выполняют обычно двумя

Рис. 265. Фронтальная перспектива интерьера цеха химического комбината, выполненная

в линейной графике

хорошо показано оборудование цеха. Уменьшение толщин линий дальнего плана подчеркивает пространственную глубину интерьера.

Отмывку тушью применяют в тех случаях, когда на чертеже (обычно на фасаде или перспективе) требуется более наглядно выявить пространственное построение здания, материал и его фактуру, окружающую здание среду. Все это придает изображению большую выразительность и реалистичность.

кистями — большой (№ 16...18) и малой (№ 10...12).

Лучшая бумага для отмывки — плотная крупнозернистая чертежная. Если участок, который на чертеже надо покрыть тоном краски или туши, небольшой, то лист бумаги прикрепляют кнопками к чертежной доске или подрамнику, установленному с небольшим наклоном (рис. 266, а). Для работ с большими площадями отмывки бумагу наклеивают на планшет или подрамник следующим образом. Лист

Рис. 266. Подрамник для отмывки

бумаги загибают по краям планшета со всех сторон, смачивают с двух сторон водой и приклеивают края к планшету, слегка натягивая бумагу по углам (рис. 266, 6).

Рисунок или чертеж, предназначенный к отмывке, выполняют в карандаше или обводят тушью. Линии обводки должны быть одинаковой толщины, достаточно тонкими и светлыми по тону, чтобы после отмывки они оказались почти незаметными.

Перед отмывкой всю площадь листа, подлежащую отмывке, смачивают водой. После этого тушь лучше ложится. Отмывка состоит в том, что раствор туши или краски кистью сгоняют вниз и вправо по бумаге. На кисти все время должно быть достаточное количество раствора. Начинают отмывку с верхнего левого угла, равномерно прогоняя тушь горизонтальной полосой до правого края (рис. 267). При этом получится серая полоса с затеком в нижней части. Затем набрав иа кисть тушь, продолжают отмывку, опять слева направо, ио уже несколько ниже с захватом получившегося натека у ранее положенной полосы, не давая ей подсохнуть. Тем самым кисть как бы помогает туши стекать последовательными рядами вниз. Остаток туши у нижнего края снимают отжатой полусухой кистью.

Прн соблюдении указанных правил должен получиться ровный однородный тон. После высыхания наносят еще одиндва слоя таким же образом, достигая необходимой силы тона. Надо учитывать, что после высыхания тон туши светлеет.

Часто приходится наносить тон краски с постепенным переходом от темного тона к светлому и наоборот. Это достигается тем,что через каждые дветри прокрашенные полосы ослабляют тон, добавляя в раствор воду и перемешивая его. Этим ослабленным тоном делают еще дветри полосы и вновь ослабляют тон. Таким образом на окрашиваемом участке бумаги получится постепенное ослабление тона. Этот прием повторяют несколько раз, тогда переходы и усиления или ослабления тона становятся плавными и в то же время контрастными. Процесс отмывки заключается в постепенном усилении тона в необходимых местах и доведении его до требуемых соотношений.

Для закрепления навыков работы кистью и приемов отмывки полезно выполнить следующее упражнение (рис. 268). На листе формата А4 (210X297) размечают карандашом четыре равных прямоугольника. Первый прямоугольник (рис. 268, а) отмывают ровным светлым тоном туши в дватри приема; второй (рис. 268, б) — с постепенным переходом от светлого к темному (или наоборот). Этот способ отмывки называют слоевым. Вто

 

 

10 1 2 3 43

w

ej

г)

Рис. 268. Упражнения (а,..г) для усвоения приемов отмывки

рой прямоугольник разбивают на некоторое число горизонтальных полос. Первым очень слабым тоном раствора туши покрывают весь прямоугольник. После просыхания первого вторым слоем того же раствора покрывают участок прямоугольника, исключая первую узкую полосу. Затем таким же образом покрывают третий участок и т. д. После нанесения нескольких слоев раствора туши образуется постепенное усиление тона от светлого к темному.

Третий прямоугольник (рис. 268, в) отмывают с плавным переходом от темного к светлому. В этом случае применяют другой способ отмывки — размывный, который сложнее первого, но отмывка выполняется значительно быстрее. Отмывку начинают от верхней кромки прямоугольника раствором туши довольно темного тона; этим тоном закрашивают примерно 1/4...1/5 его часть. Затем в раствор добавляют немного воды, перемешивают его и этим слегка высветленным тоном окрашивают следующий небольшой участок, не давая высохнуть предыдущему. В результате несколько таких последовательных операций раствор туши постепенно  высветляется

Рис. 269. Стандартное направление световых лучей по диагонали куба (а); прямоугольные проекции светового луча (б)

Тон отмывки светлеет книзу и доходит до самого светлого.

В четвертом упражнении (рис.268, г) предлагается отмыть цилиндриче скую выпуклую поверхность при ее осве щении слева тем же способом, которым была выполнена отмывка второго прямоу гольника. Прямоугольник разбивают на семь вертикальных полос. Крайние слева и справа — шириной 5 мм, средние — 10 мм. Цифры, проставленные сверху, по казывают количество слоев, которые не обходимо последовательно нанести один на другой. Самое светлое место (блик) не прокрашивают. Самое темное прокраши вают 4 раза.

Составление рабочего чертежа детали