ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черчение
История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей

Светотень. Наряду с линейной и воздушной перспективой светотень — одно из важнейших средств передачи на чертеже формы предмета, пространства и глубины. Общие сведения о светотени были изложены в § 81.

При выполнении светотеневых изображений, построенных в прямоугольных проекциях, условно принято определенное (стандартное) направление параллельных лучей света по диагонали куба  (рис.

269, а). На плане и фасаде (на горизон тальной и фронтальной гранях куба) про екции этого луча будут наклонены к оси ОХ под углом 45° (рис. 269, б). Такой выбор направления световых лучей при выполнении архитектурного чертежа и по строения теней имеет следующие преиму щества: достигаются постоянство и про стота построения проекций лучей и теней на чертежах фасада и плана здания;

облегчаются чтение и понимание чертежа, поскольку размер тени, отбрасываемой отдельными частями здания, определяет в масштабе чертежа величину выступов и отступов в глубину фасада. Таким образом, можно на одной фасадной проекции передать с помощью светотени весь характер рельефа и пространственного построения объекта. Например, определив размер падающей тени по вертикали на чертеже фасада здания (см. рис. 264, б), можно определить величину выноса карниза или козырька над входом (вынос карниза составляет около 300 мм, а козырька над входом 1200 мм).

Рис. 270. Градации светотени в зоне падающей тени

Падающая тень от одного предмета на другой не бывает однородной потону (рис. 270); по мере удаления от предмета, бросающего тень, падающая тень становится все менее насыщенной, а ее границы — менее резкими. Образуется плавный переход от темного к светлому. Контуры же

S) Рис. 271. Отмывка архитектурной детали: а — начальная стадия построения теней и определения освещенности, б — отмывка работы; Я — линия контура падающей тени, С — линия светораздела (граница собственной тени), С—Р—зона собственной тени, Р — рефлекс, Б—бликовая кромка, К— точка касания луча к поверхности четвертного вала; 1...4 — ближний и дальние пространственные планы детали

падающей тени в противоположность границе собственной теии остаются четкими.

Для первых работ по отмывке выбирают несложные архитектурные детали: обломы и архитектурные профили с угловой раскреповкой, что позволяет легко построить тени и наметить градации освещенности без использования второй проекции.

На рис. 271 показаны построение контуров теней и распределение освещенности детали, а также завершенная в отмывке работа. Контуры падающих теней определяют путем проведения к профилю облома проекций светового луча под углом 45° к горизонтали. Штриховой линией на рис. 271, а показана линия светораздела С, или граница собственной тени, по которой световые лучи касаются поверхности

четвертного вала. Эта линия не имеет четких очертаний, т. е. «размыта», и образует плавный переход от собственной тени к освещенной части профиля (полутень).

В процессе отмывки и нанесения слоев раствора туши необходимо учитывать воздушную перспективу. Цифрами 1...4 на схеме обозначены ближний и дальние пространственные планы или глубина отдельных частей детали. Чем дальше от наблюдателя расположена та или иная поверхность детали, тем ее освещенная часть становится темнее, а затемненная — светлее, т. е. светотеневой контраст ослабляется (рис. 271, б).

В зоне собственной тени, в нижней части четвертного вала, образуется рефлекс. Это высветление тени происходит вследствие действия отраженного света от расположенной ниже освещенной поверхности детали. Направление отраженного света противоположно направлению основного света.

В результате постепенного наслоения раствора туши достигается насыщенный тон в тенях, уточняются тональные соотношения как в затененных местах, так и на освещенных участках. При последовательном нанесении слоев слабого раствора туши на обращенных к свету левых (вертикальных) и верхних (горизонтальных) ребрах плоскогранных частей детали оставляют узкую (1...1.5 мм) незакрашенную бликовую кромку. При стандартном направлении света эти ребра поверхности детали будут светлее' всех остальных ее частей, что передает материальность детали. В заключительной стадии отмывки могут быть переданы также отдельные небольшие неровности поверхности детали.

Отмывка путем последовательного нанесения многих слоев раствора слабого тона — длительный процесс. Иногда нужно выполнить отмывку изображения быстро в виде наброска, передав основные тоновые соотношения и характер модели. При этом тот или иной тон наносят раствором соответствующей силы. Следует помнить, что при высыхании тон туши светлеет.

Рассмотрим последовательность отмывки чертежа фасада здания пансионата (рис. 272). Процесс отмывки разделяется на отдельные этапы условно.

а)

6)

в)

Рис. 272. Последовательность отмывки (а,,.в) фасада здания

На рис. 272, о показан начальный этап работы. На основе эскизного наброска определяют размещение фасада здания на листе и соотношение сторон листа, затем наносят окружающий здание антураж. Линейным рисунком намечают контуры окружающей здание растительности. Далее с помощью плана строят контуры падающих теней: от карнизной плиты, от выступающего вперед левого ризолита на среднюю часть фасада.

На рис. 272, б представлена начальная часть отмывки чертежа. Слабым ровным тоном прокладывают все падающие тени на фасаде здания: отмывкой отделяют от неба холмы и кроны деревьев. Уточняют рисунок отдельного дерева на переднем плане. Выявляют композицию здания, имеющего Побразную в плане форму с двумя сильно выдвинутыми вперед боковыми ризолитами, вторые этажи которых расположены на колоннах.

На рис. 272, в оформление здания в отмывке представлено в законченном виде. Различной силой тоиа отмывки выявлены все планы по глубине. Дерево на переднем плане и фигуры людей контрастно проработаны в деталях. Падающие тени на выступающих вперед частях темнее, а на средней отступающей назад части фасада светлее. Тени под портиками и от левого ризолита на фасаде изображены с постепенным высветлением тона к земле. Градации светотени на предметах дальнего плана передают слабее и мягче, что создает впечатление большей их отдаленности.

В некоторых случаях детальную отмывку применяют лишь для передачи объемнопространственного решения самого здания, тогда как окружающий, его антураж выполняют в условной графической манере (см. рис. 264,6).

Многоцветная покраска чертежей. Передачу на чертежах цвета используют в тех случаях, когда цветовое оформление здания используют как одно из основных композиционных средств. Выполнение эскизов художественной отделки зданий также невозможно без применения цвета.

Цвет предмета может видоизменяться в зависимости от того, как освещен предмет: прямым солнечным, диффузным рассеянным (при облачном небе) или искус

ственным светом. Так, лучи солнечного света высветляют яркость окраски предмета, а в собственной тени, в зоне рефлекса тот же цвет приобретает более насыщенный тон. Кроме того, окраска объектов, находящихся на различном расстоянии от зрителя, также видоизменяется вследствие воздушной перспективы. Удаленные предметы теряют яркость и приобретают голубоватый оттенок.

Все цвета делят на ахроматические — «бесцветные», или серые (от белого до черного), и хроматические— цвета спектра с переходами и оттенками. Основные цвета — желтый, синнй и красный (рис. 273). При смешении основных хроматических цветов (красного, синего, желтого) один с другим можно получить промежуточные цвета. Например, желтый и синий дают зеленый цвет, синий и красный — фиолетовый, а красный и желтый — оранжевый. На схеме они расположены через один.

Хроматические цвета подразделяют на теплые (красные, оранжевые, желтые и желтозеленые цвета) и холодные (фиолетовые, синие, голубые и синезеленые).

Такие цвета, как красный и зеленый, оранжевый и синезеленый, желтый и голубой, называются дополнительными (на схеме они помещены один против другого). Расположенные рядом, они создают наибольший цветовой контраст между собой, а при смешении —серый тон.

Цветовой тон может обладать различной светлотой, т. е. степенью высветления цвета — различной насыщенностью, которая зависит от присутствия ахроматиче

Теплые цбета

Холооные цвета Зеленый

Красный

Рнс. 273. Схема основных  и промежуточных хроматических цветов

Синий

 

ЖеатиЛ

ского (серого) цвета, ослабляющего яркость. Для практических целей, как правило, оказывается недостаточно лишь основных и промежуточных цветов. При разных сочетаниях основных и дополнительных цветов можно получить самые различные промежуточные оттенки.

При графическом оформлении чертежей используют различные краски, которые можно разделить на непрозрачные и прозрачные. К непрозрачным относятся гуашь, темпера, клеевые краски. При наложении одного слоя непрозрачной краски на другой верхний слой полностью перекрывает нижний; светлые оттенки образуются добавлением белил. К прозрачным относятся акварельные краски, цветная и черная тушь. При работе прозрачными красками высветление тона достигается добавлением воды в раствор краски, благодаря чему сквозь слой краски просвечивает бумага.

Перед тем как приступить к покраске чертежа, выполним небольшое упражнение (рис. 274). На листе бумаги формата А4 нанесем три окружности радиусом 40 мм так, чтобы они частично перекрывали одна другую. После вычерчивания одной из них центры остальных двух окружностей определяют способом деления окружности на шесть равных частей (см. рис. 24, а). Каждую окружность полностью покрываем чистым (локальным) тоном акварельной краски — желтым, си

Синий

Красный

Рис. 274. Упражнение по отмывке акварелью (основные и промежуточные цвета)

ним и красным. В местах наложения одного тона на другой образуются промежуточные цвета — зеленый, фиолетовый, оранжевый.

Порядок работы многоцветной акварелью примерно тот же, что и при отмывке.

Составление рабочего чертежа детали