Атомные станции с реакторами РБМК-1000

Атомные станции с реакторами РБМК-1000
  • Реактор Большой Мощности Канальный (РБМК
  • Конструкция реактора РБМК-1000
  • ТВС
  • Запорно - регулирующий клапан
  • Тепловыделяющие сборки
  • Результаты исследования защиты и радиационной
    безопасности АЭС с реакторами РБМК-1000
  •  МКЭР — Многопетлевой Канальный Энергетический Реактор
  • 5-й энергоблок Курской АЭС (РБМК-1000 3-го поколения)
  • Аварии на энергоблоках с РБМК
  • Особенности атомной энергетики
  • Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС
  •  

    Запорно - регулирующий клапан.

    Характерная особенность канальных реакторов - возможность регулирования и контроля расхода теплоносителя по каждому каналу. Это позволяет получать на выходе всех каналов примерно одинаковые теплотехнические параметры и иметь минимально необходимый расход теплоносителя через реактор. Требуемый для каждого канала расход определяется его мощностью, которая в свою очередь зависит от места нахождения канала в реакторе и от выгорания топлива. В связи с этим мощность, а следовательно, и необходимый расход теплоносителя в течение кампании постепенно (при перегрузке топлива скачкообразно) изменяются. Регулирование расхода осуществляется с помощью запорно-регулирующего клапана (ЗРК), изображенного на рис. 2. Расход регулируется путем изменения зазора между наконечником и седлом дросселя. ЗРК вместе с расходомерами устанавливают на индивидуальных водяных трубопроводах около групповых коллекторов. Управление ими осуществляется из помещения, расположенного над групповыми коллекторами и отделенного от последнего бетонной защитой.

    Разгрузочно-загрузочная машина.

    Перегрузка топлива в реакторах РБМК осуществляется с помощью разгрузочно-загрузочной машины (РЗМ), обеспечивающей возможность замены топлива без остановки реактора (рис. 3). В РЗМ имеется окруженный биологической защитой (контейнером) герметичный пенал-скафандр, снабженный поворотным магазином с четырьмя гнездами для ТВС и других устройств. Скафандр оборудован специальными механизмами для выполнения работ по перегрузке.

    Скафандр установлен на тележке мостового крана с пролетом 21 м, перемещающегося по рельсам, проложенным вдоль стен реакторного зала. При перегрузке топлива скафандр уплотняется по наружной поверхности стояка канала, и в нем создается давление воды, равное давлению теплоносителя в каналах. В таком состоянии разуплотняется запорная пробка, извлекается отработавшая ТВС с подвеской, устанавливается новая ТВС и уплотняется пробка. Во время всех этих операций вода из РЗМ поступает в верхнюю часть канала и, смешиваясь с основным теплоносителем, выводится из канала по отводящему трубопроводу. Таким образом, при перегрузке топлива обеспечивается непрерывная циркуляция теплоносителя через перегружаемый канал, при этом вода из канала не попадает в РЗМ.

    Управление машиной осуществляется из операторской кабины, расположенной за торцевой стеной реакторного зала. Установка машины над соответствующим каналом производится по координатам, а точное наведение на канал с помощью оптико-телевизионной системы, через которую можно наблюдать головку пробки канала, или с помощью контактной системы, в которой возникает сигнал при касании детектора с боковой поверхностью верха стояка канала.

    Механизмы для подъема и опускания ТВС с подвеской расположены в верхней части скафандра. Перемещение захвата и управление им осуществляется через две цепи. С верхом стояка канала скафандр соединяется через стыковочный патрубок, который управляется механизмом перемещения. По наружной поверхности стояка канала патрубок уплотняется с помощью резиновых надувных манжет. Уплотнение и разуплотнение запорной пробки в канале осуществляется приводом герметизации. В скафандре имеется еще запорное устройство, герметизирующее его снизу при перемещениях РЗМ по реакторному залу. На ферме машины, установленной на тележке, расположено технологическое оборудование для снабжения РЗМ водой конденсатом и воздухом, необходимым для ее работы. воздухом, необходимым для ее работы.

      Рисунок 3.Схема разгрузочно-загрузочной машины (РЗМ):
    1 - поворотный магазин;
    2 - технологическое оборудование;
    3 - верхняя часть скафандра;
    4 - привод перемещения и управления захватом;
    5 - цепи перемещения и управления захватом;
    6 - ферма;
    7 - механизм перецепки;
    8 — привод поворота механизма;
    9 - средняя часть скафандра;
    10 - запорное устройство;
    11 - оптико-телевизионная система наведения;
    12 - контактная система наведения;
    13 - подвижная биологическая защита;
    14 - нижняя часть скафандра;
    15 - привод герметизации канала;
    16 - механизм перемещения стыковочного патрубка;
    17 - контейнер;
    18 - мост;
    19 - тележка.

    Запорно - регулирующий клапан:

    Рисунок 2. Запорно - регулирующий клапан:
    1 - указатель положения;
    2 - винт указателя;
    3 - привод;
    4 - хвостовик привода;
    5 - резьбовая втулка;
    6 - фонарь;
    7 - кольцо;
    8 - вал;
    9 - втулка;
    10 - прокладка;
    11 - сильфон;
    12 - корпус;
    13 - дроссель;
    14 - наконечник;
    15 - седло дросселя;
    16 - групповой коллектор.

     

     

    А вот так РЗМ выглядит с близкого растояния:

     А вот так РЗМ выглядит с близкого растояния 

    Фотография 2. РЗМ на "пятаке" реактора:

    Турбины тепловых и атомных электростанций